Главная » Статьи » Разное

Расшифровка надписей на немецких авиационных шильдах и бирках


Все авиаплаты идентификации деталей самолета (шильды) можно разделить на четыре условные группы:

1. Основные платы с заводскими номерами самолёта.
2. Платы с номером фюзеляжа (в том случае, если он произведен не на родном заводе), номера различных деталей конструкции фюзеляжа, номера деталей двигательной группы самолёта.
3. Платы различных приборов управления, навигации, спасения и т.д., т.е. всё кроме любого радиооборудования и всех деталей, связанных с ним.
4. Платы радиооборудования и их дополнительных деталей.
Виды и типы всех плат очень разнообразны по исполнению и кодировке информации.

По 1-й группе плат можно определить информацию о типе самолёта, заводе производителе, дате выпуска самолёта, Ф.И.О. его пилота, информацию о последнем вылете, т.е. почти все.

По 2-й группе плат можно определить информацию о типе самолёта, принадлежность к конкретной детали фюзеляжа, завод-производитель, дату выпуска детали и (очень редко) Ф.И.О. его пилота.

По 3-й и 4-й группе плат можно узнать тип самолёта, завод производитель, дату выпуска детали.

=========================================================

1) Варианты основных идентификационных плат с заводскими номерами (WNr).

Зачастую, форма и стиль написания букв и цифр различаются довольно сильно. Все обозначения и сокращения описанные ниже, будут встречаться почти всегда.

1.jpg
1. Образец Bf-109 G-6

-Sach. Nr. или Sach.-N. или Sach.N. (и множество вариаций) - это так называемый предметный номер детали - в такой вариации написания обозначается модель самолёта ( чаще встречается при нумерации разных деталей фюзеляжа, чем самолёта в целом)
-Werk.Nr. или W.-Nr. или Wnr (и множество вариаций) - это не как иначе как "заводской номер" - в это случае заводской номер самолёта.
-Hersteller или Herst. - сам производитель или его филиал, обычно обазначается сокращенно 3-я буквами любого размера.
-Abnahme или Abh. или Abn. - это дата производства, может обозначаться вплоть до дня или года - например, так: 1943 или 12/03/43 или 43)

2.jpg
2. Образец Fw-190 A-8

-Bauart - тип конструкции или проще говоря, модель самолета.
-Gerat-Nr. или Gerat или Gerat.-N. (и множество вариаций) - так называемый номер устройства, в основном встречается на платах 2,3 и 4-й групп, на основных платах WNr. встречается крайне редко и поле с ним обычно пустое, или заполнено по типу Sach. Nr.

3.jpg
3. Образец Fw-190 A-5/U-8

-Muster - не иначе, как "модель" или тип модификации самолёта.
-Baujahr - идентичен Abnahme или дате производства.

Два нестандартных образца плат WNr:

4.jpg
4. Образец Fw-190 G-8/R-5

Встречается в основном на машинах периода 1944-45 года.

5.jpg
5. Образец Ju-88 A-4

Также встречается на машинах позднего периода или может быть как дополнительная плата с заводским номером.

6.jpg
6. Образец Fw-190 D-9

Образец подобных плат (шильд) можно чаще встретить при обозначении других деталей самолёта (хвостовой балки, элеронов и т.д.), но в подобном исполнении это является основным заводским номером самолёта (WNr.).

-Sach-Nr - в этом случае это модификация самолёта.
-Werk-Nr - сам номер.
-Hert - т.е. производитель, fwc - завод Focke-Wulf в Коттбусе.

7.jpg
7. Образец Fw-190 F-9/R-1

Плата (шильда) с не совсем обычным обозначением заводского номера.
-Sach-Nr - в этом случае это полное название самолёта и его модели.
-Bau-Nr - идентичен заводскому номеру или WNr. (встречается очень редко)
-Дата производства и завод производитель нанесены без обозначений.

8.jpg
8. Образец Fw-190 A-8/R-2

-Gerat-Nr - используется, как обозначение модификации.
Всё остальное вполне стандартно.

9.jpg

10.jpg

Примеры плат.

=========================================================

2) Вторая группа плат, с маркировкой деталей, составляющих конструкцию самолёта.

Маркировка деталей могла наноситься или на самой детали, или же на плате (шильде).

1.jpg
1. Пример Ju-87

Вот например обломок "брюха" на нём сверху-вниз:
-первая строчка - уникальный код детали по листу запасных частей самолёта, т.е. на одной модификации самолёта он всегда один и тот же.
-вторая строчка - первые три литеры, это код завода проиводителя по типу обозначений на платах (шильдах). Остальная часть строчки - заводской номер детали.
-третья строчка - дата производства.
-четвертая строчка - порядковый номер детали фюзеляжа.

2.jpg
2. Пример Ju-87

Интересный пример, где способы маркировки совмещены, т.е. присутствует и плата (шильда), и набивка номеров рядом.
-в левой части - заводской номер.
-справа ниже - уникальный код детали по листу запасных частей.
-плата - с знакомыми теперь нам обозначениями.

3.jpg
3. Пример Bf-109 F-4

Плата (шильда) с аналогичной информацией, где:
-Sach-Nr - предметный номер детали или уникальный код детали по листу запасных частей.
-Werk-Nr - заводской номер детали, которых может быть несколько на подобных платах (шильдах), на фото в подобной роли клеймо "210" и "1628".
-Hersteller (почти не видно) и клеймо "WNF" - т.е. завод производитель Wiener Neustadter Flugzeugwerke.

4.jpg

4. Пример Fw-190 A-7
Или же деталь может иметь просто один уникальный код детали по листу запасных частей, написанный вместе с заводским номером детали - без каких либо обозначений.

5.jpg
5. Пример Bf-110

Вполне стандартная плата (шильда) с четырьмя полями, она унифицированная, т.е. шаблонная - где в строчках можно указать всю информацию о детали, в том числе и сам заводской номер (WNr.) самолета, но в этом случае она выступает в роли платы детали фюзеляжа.

Итак, основное отличие этой группы плат (шильд) от всех остальных:
- наличие несколько заводских номеров и клейм проверки детали.
- номер отличаются уникальным написанием и кодировкой.
- различные вариации нанесения информации: плата, набивка, гравировка и т.д.

========================================================

3,4) Платы различных приборов управления, навигации и радиооборудования.

Последние две группы плат. Основное отличие 3-й и 4-й групп шильд от первых двух то, что их практически невозможно спутать и перепутать, т.к. каждая плата несёт очень много информации.
В этих группах плат не было никаких определенных стандартов, но все же, почти каждая плата несёт ряд стандартной информации:
- Имя производителя детали или прибора
- Дата производства
- Поле с заводским номером
и наконец самое главное то, что каждая плата имеет следующие поля:
-Fl. - так называемый, "лётный номер"
-Ln. - так называемый, "номер воздушной связи" (применительно к радиооборудованию, радарам и электрооборудованию)
Вся остальная информация находящаяся на ней, это технические параметры детали, так что изначально надо смотреть номера Fl. и Ln.

-Gerat-Nr - строчка как и обычно, обозначающая уникальный номер в листе з/п частей.
-Anforderz. или Anf. или Anford. Zeich. (и множество вариаций) - как раз и является строчкой несущей информацию с номерами Fl. и Ln.

Примеры:

1.jpg
Прибор контроля аппарелей для Me-321/323.

2.jpg
Тахометр с самолётов фирмы "Арадо".

3.jpg
Компас с Do-17.

4.jpg
Прибор управления радиостанцией с Fw-190.

5.jpg
С радара ночного-истребителя Ju-88.

==========================================================

Дополнительные сокращения, которые можно встретить на шильдах, в особенности раннего образца:

S. или Serie - серия, т.е. серийный номер детали, в очень редких случаях может быть основным заводским номером самолета.
Z.N. или Zeichn. или Zeichnung Nummer - это чертежный номер детали по списку з/п частей самолета.
F.M. или Fabr. Monat, или Fabrizieren Monat - месяц изготовления детали, обозначается месяцем и годом выпуска, реже полной датой производства.

===========================================================

Таблица Fl-Nummer.

Как читается Fl-Nummer? Очень просто, например: Fl. 20333-3, где:
"20" - эта цифра относится к группе устройства.
"333" - эта цифра относится к номеру устройства в группе.
"-3" - это приставка может присутствовать только в случае, если прибор/инструмент/деталь выпускается после модернизации или имеет разных производителей.

Все Fl.-Nr. - строго относятся к определенным группам приборов или деталей (Gerategruppe), вот список соответствия, с помощью которого можно быстро определить принадлежность того или иного прибора или запасной части:

1. Hilfsmaschinen - вспомогательные механизмы.
Номера с 18000 до 18999

2. Triebwerkuberwachunsgerate - приборы контроля двигателя.
Номера с 20000 до 20999

3. Triebwerksgerate - приборы управления двигателем.
Номера с 21000 до 21999

4. Fluguberwachunsgerate - пилотажные приборы.
Номера с 22000 до 22999

5. Navigationsgerate - навигационные приборы.
Номера с 23000 по 23999

6. Verstandigungsgerat - устройства для связи/контакта.
Номера с 24000 по 24999

7. Nachrichtengerate, Funkanlage - приборы для связи, радиоаппаратура.
Номера с 25000 по 38999

8. Sicherheits- und Rettungsgerate - устройства спасения и защиты экипажа.
Номера с 29600 по 30699

9. Elektrische Gerate - электрооборудование.
Номера с 32000 по 32999

10. Bildgerate, Kameras - фотоприборы и камеры. (кино-/фото-)
Номера с 38000 по 38999

11. Gerate der Waffenanlagen - оружие, орудийные устройства и их приборы.
Номера с 45000 по 50999

12. Beobachtungs und Vermessungsgerate - устройства прицеливания и наблюдения.
Номера с 52000 по 52999

13. Beleuchtungsgerate - световые устройства и приборы.
Номера с 56000 по 56999

z1.jpg
На фото - шильда автомата для сброса бомб/дополнительных баков RAB 14d, его номер (Fl.50943) четко вписывается в группу Gerate der Waffenanlagen.

Некоторые номера из этой таблицы могут одновременно относиться к разным группам оборудования. При идентификации не забывать о том, что любой прибор, или любая деталь самолета несет свой уникальный номер, и соответственно - несёт отдельное обозначение или отдельную шильду. Т.е. любой сборный узел самолета или прибор, состоящий из нескольких запчастей - имеет помимо основной шильды этой детали, количество шильд и гравировок, равное количеству деталей, из которых он состоит.

z2.jpg

z3.jpg

Например, бомбовый прицел "Lotfernrohr 7C" в собранном виде имеет всего одну основную шильду с уникальным номером. Но как сборная деталь, этот прицел состоит из разных узлов и запчастей, которые соответственно обозначены отдельными шильдами и гравировками, которых на нём - около 50 штук .
 
Категория: Разное | Добавил: defaultNick (28.02.2014)
Просмотров: 1914 | Теги: немецкие таблички на технике, Люфтваффе | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]